О проектеКонкурсы и соревнованияКонтактыСистема дистанционного обучения
#
#
#
#
#
#
 
ПОИСК     
Вход на портал
Логин
Пароль
Учителям
# "Внимание, подросток!"
# Hормативные документы
# III Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе «Формула будущего - 2013»
# Ассоциация образовательных учреждений-ресурсных центров
# Ассоциация учителей дистанционного обучения
# Ассоциация учителей-предметников
# Библиотечное дело
# В помощь учителю
# Введение ФГОС
# Всероссийский конкурс "За нравственный подвиг учителя"
# Галерея
# ГВЭ
# ГИА (традиционная форма)
# ГИА - 9
# ГМО учителей - логопедов
# Год охраны окружающей среды
# Городская акция "Зеленая школа"
# Городское методическое объединение учителей истории
# Городское методическое объединение учителей физической культуры
# ЕГЭ
# Жилищное кредитование
# Защита прав ребенка. Телефоны "горячей линии"
# Инициативная группа учителей МХК
# Инициативная группа учителей физики ОУ г.Тулы
# Инклюзивное образование
# Итоги ЕГЭ,ГИА
# Клуб классных руководителей
# Клуб творчески работающих учителей
# Комплексный учебный курс "ОРКСЭ"
# Координационные советы
# Летняя оздоровительная кампания
# Личные сайты
# МОДЕРНИЗАЦИЯ общего образования
# Муниципальные проекты
# Муниципальный проект "Мир детства"
# Наша новая школа
# Нормативно-правовая база, обеспечивающая введение ФГОС НОО
# ПНП"Образование"
# Повышение квалификации
# Попечительский Совет ОУ
# Профильное образование школьников
# Работа городских творческих лабораторий
# Совет руководителей
# Советы валеолога
# Ссылки
# Стажерская практика для заместителей директора по ВР
# Тематические уроки, фестивали, конференции
# Трансляция педагогического опыта
# Учительская
# Физкультура и спорт
# Электронный дневник, электронные учебники
Главная /  Единый городской педагогический совет /  Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

 

(из опыта работы)

Т. А. Соболева,

учитель начальных классов МОУСОШ № 38

 


Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедность.

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.

Виды помощи неблагополучным семьям:

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.

2. Педагогические услуги:

      педагогическая помощь детям в защите их интересов;

      консультативная помощь родителям и детям;

      групповая работа по развитию навыков общения и эмоцио­нальной сферы детей;

      коррекционная помощь детям с нарушениями речевого раз­вития, аутизмом, неврозами;

      содействие культурно-досуговой деятельности детей;

      практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

      обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Я – учитель начальной школы. Мой стаж работы 22 года. Я являюсь классным руководителем детей с 1 по 4 класс. Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.

Как и во всех школах города, свою работу классный руководитель начинает со знакомством с детьми класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса. В нашей школе он имеет следующую форму заполнения.

В своей работе я еще практикую ведение тетрадей, где родители отвечают на ряд вопросов-анкет. Такие тетради я прошу сдать мне уже после занятий, которые проводятся для будущих первоклассников.

Таким образом, уже заочно я знакомлюсь с детьми и их семьями. Среди вопросов анкеты есть такие, которые помогают выявить микроклимат, взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами родителей.

Для пополнения информации о ребенке и его семье я провожу рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», использую методику «Дом, дерево, человек».

Для получения информации от родителей использую следующие тесты:

Тест-игра «Какой вы родитель?». Родители получают список фраз и инструкцию: «попросите членов своей семьи отметить фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми» (баллы на бланке не указывать).

1.             Сколько раз тебе повторять! –2 балла.

2.             Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл.

3.             Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл.

4.             И в кого ты только уродился! –2 балла.

5.             Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл.

6.             Ну на кого ты похож (а)! –2 балла.

7.             Я в твое время! –2 балла.

8.             Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл.

9.             Что за друзья у тебя! – 2 балла.

10.         О чем ты только думаешь! – 2 балла.

11.         Какая ты у меня умница! – 2 балла.

12.         А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл.

13.         У всех дети как дети, а ты? –2 балла.

14.         Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 балл.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!

Тест «Искусство воспитания»

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти, иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.

1.             Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.             Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам?

3.             Интересуются ли они вашей работой?

4.             Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.             Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6.             Проверяете ли вы, когда они учат уроки?

7.             Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения?

8.             Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9.             Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, а не уходили из дома?

10.         Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11.         А телевизионные передачи и фильмы?

12.         Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13.         Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах?

14.         Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?

Более 20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

С 10 до 20 баллов: отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка»

Инструкция к выполнению упражнения: «Нарисуйте на листе бумаги овал и представьте, что это сутки вашего ребенка. Разделите его на временные промежутки, т.е. чем занят ваш ребенок и сколько времени у него занимает та или иная деятельность? Включайте сюда все: сон, прием пищи, занятия в школе и т.д.»

Примерные вопросы для самоанализа, которые можно предложить родителям после того, как они заполнят овал: Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок?

Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно, есть ли от этого польза? (Став постарше, ребенок займет это время. Вопрос: чем?). А может быть, наоборот, ребенок очень перегружен?

Родители в помощь организации воспитания в семье получают вот такую таблицу:


 

Основные стили родительского воспитания детей в семье

 

Стиль

воспитания

Требовательность

Контроль

Эмоциональное тепло

Модель

общения

Реакции

детей

Возможный

результат

демократический

справедливая

на основе разумной заботы

теплые

чувства

личностно–ориентированная

самостоятельность со знанием дела

оптимальный тип развития

личности

авторитарный

жесткая, запреты без объяснения причины

жесткий, часто некорректный

отсутствует

«дисциплинарная»

замкнутость, приспособление, безынициативность

пассивность,

агрессивность

гиперпротекция: «самостоятельный ребенок»

отсутствует, нет взрослого как образца

периодический, слабый

недостаток

теплых чувств

«невмешательство»

непредсказуемость

неустойчивый, тип личности, асоциальность

потворствующий

отсутствует, ребенок предоставлен сам себе

отсутствует; не критичное отношение к поведению

при нарушении поведения – лишение теплых чувств

«заискивающая»

непредсказуемость

неустойчивый, эпилептический тип личности,

 некритичность, приспешничество

доминирующая гиперопека

отсутствует, нет самостоятельности

чрезмерный, за каждым шагом, минутой, мыслью

излишняя

забота

по поводу запретов, мелочная опека

эгоцентризм, несамостоятельность

вседозволенность, несамостоятельность

потворствующая гиперопека: «кумир семьи»

отсутствует

слабый, большая забота

восторженное любование, обожание

вокруг желаний и прихотей ребенка

завышенные притязания, получение желаемого без труда

истероидный, эпилептический тип личности,

не может постоять за себя

эмоциональное отвержение: «золушка»

повышенная

жесткий

отсутствует

полная потеря контакта

равнодушно – жесткая

мечтатель;

жестокость;

трудности

общения

в условиях жестких отношений между родителями

открытая агрессия к ребенку

жесткий; побои за непослушание

каждый сам

за себя

по поводу поведения

страх наказания, ложь, жестокость

эпилептический тип личности,

 индивидуализм, жестокость

 


Социальный паспорт семей, анкеты, тесты, наблюдения за учащимися в дальнейшем, изучение учебной, общественной, трудовой деятельности учащегося, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также результат бесед и сбора независимых характеристик, которые дают тому или другому учащемуся, взаимодействие с социальными службами школы, в лице социального педагога, психолога позволяет выявить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей работе таких детей заметить несложно:

      ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

      у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

      ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

      ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Если такие дети мною выявлены, я обращаюсь к социальному педагогу школы, и мы вместе посещаем семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка.

В большинстве случаев дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети-сироты, опекаемые дети, малообеспеченные семьи. К числу детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, относятся дети, воспитывающиеся в семьях, где распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям. Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

Моя работа как классного руководителя направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали.

Что для этого делается?

1.     Проводятся родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.     Налаживается сотрудничество с социальными организациями города по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес). Предоставляются бесплатные проездные билеты детям, находящимся под опекой, льготные проездные билеты многодетным, малообеспеченным семьям, выделяются льготные оздоровительные путевки в городские, загородные лагеря, организуется льготное санаторно-профилактическое лечение, бесплатные обеды для нуждающихся детей.

3.     В школе проводятся консультации психолога, социального педагога школы, как родителей, так и детей, а также диагностическая работа с детьми, попавшими, в трудные жизненные ситуации.

4.     Как правило, провожу родительские собрания со следующей тематикой: «Общение в семье. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье», «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей», «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка» «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на поведение и развитие ребенка». «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек.

5.     Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.

6.     Как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.

7.     Стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно.

8.     С целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.

9.     Принимаем участие в акции «Милосердие» по оказанию материальной помощи детям из нуждающихся семей (собираем одежду, обувь, канцтовары).

Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Эффективными приемами педагогической поддержки считаю доверительную беседу, совет, акцент на достоинства ребенка, проекцию на результат, обсуждение на равных.

Для работы с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, два раза в год (в сентябре и январе) классными руководителями совместно с социальным педагогом, директором и завучем школы, составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы в течение полугода может варьироваться в связи с изменившимися условиями, но обязательно два раза в год заслушивается на Совете школы.

В содержание данной программы входит индивидуальная работа с ребенком: беседы, посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внеклассной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет школы с отчетом, организация летнего отдыха детей.

Я считаю, что для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть «хорошим психологом».


 

 

 

Оптимальное педагогическое воздействие школы

и семьи как один из ресурсов профилактической работы

 

Н. П. Рыбакова,

учитель МОУСОШ № 31

 


Мой пятый выпуск в этой школе учится в 9 классе. Конечно, будучи классным руководителем, я приобрела определенный опыт, выработала какие-то критерии в своей работе. Начинаю с плана развития класса, где обязательно останавливаюсь на работе с трудными детьми. Понятие «трудный» включает в себя многое: один – не успевает, у другого – нет понимания с коллективом, учителями, у третьего – страдает дисциплина, у четвертого – неполадки в семье. В сегодняшнем моем классе из 31 учащегося – 6 человек «трудных». Они очень разные, и поэтому подходы разные. Поэтому, чтобы осуществить свою деятельность в отношении этих детей, необходимо прибегнуть к помощи психолога, выйти в семью, изучить его общение в школе, вне школы, мнение педагогов о нем.

В прошлом учебном году в моем классе начали обучение двое детей, которые пропускали уроки без уважительных причин. Первым моим шагом была встреча с членами семей вновь прибывших учащихся. Если дети и родители почувствуют, что со стороны классного руководителя осуществляется контроль, контроль официальный, заинтересованный, то проблемы будут постепенно решаться.

Мне очень помогают индивидуальные беседы, но не казенные, а душевные, из которых ребенок должен понять, что мне ему хочется помочь. Стараюсь, чтобы эти дети были заняты во внеурочное время. Когда распределяем поручения, то всегда есть задания для «Трудных» детей. Обязательно при всем классе хвалю их за выполнение работы.

Как историк привлекаю детей из зоны риска к лекторской работе. Дети с удовольствием проводят беседы, например, об обороне Тулы, с учащимися начальных классов, у пятиклассников. Ребенок получает небольшой отзыв о своей работе. Затем, подводя итоги при всем классе, конечно, отмечаю старание, прежде всего «трудных» детей.

Люблю общаться с детьми вне уроков, ведь именно тогда «трудные» дети раскрываются полностью. Это и походы, поездки, однодневные выходы в природу в конце и начале учебного года, классные огоньки, школьные мероприятия. Привлекаю к этому и родителей.

Очень важно выполнить обещанное. Однажды своему ученику, который жил в Болохово, сказала, что приеду к нему домой. Пришлось это сделать. После беседы с его мамой, с ним самим было легко достичь взаимопонимания.

Большую роль в работе школы и классного руководителя играет взаимопонимание с родителями. Я думаю, его можно достичь, когда родители понимают, что их ребенок любим, уважаем, увидят мои благие намерения. Один из трудных учеников пришел в мой класс в прошлом учебном году. Мама долго работала в Москве, отец в семье не живет, мальчик жил с бабушкой, которую он не слушался. Отношение к школе со стороны семьи было негативное. Состоялось много бесед и с матерью, и с отцом, и с бабушкой. Выходила в семью, проводила малый педсовет совместно с преподавателями, завучем по воспитательной работе, мамой и ребенком. И вот уже есть маленькие победы: мама работает в Туле, часто бывает в школе, звонит мне домой, помогает в классе. Было приятно получить поздравления от этого ученика и цветы первого сентября.

Мне кажется, не последнюю роль в работе с семьей играют тематические собрания, открытые уроки для родителей, презентация позитивного опыта семейного воспитания. Трудные дети очень ранимы, поэтому помню всегда высказывание английского философа Френсиса Бэкона: «Грубость рождает ненависть». А еще мне запомнились слова актрисы Татьяны Дорониной в фильме «Мачеха»: «Когда мы сажаем цветок, должны его лелеять и любить».

Всегда помню семь педагогических правил принципа «Не навреди!»

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.

5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.


 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

 

О. В. Филимонова,

педагог-психолог МОУШИ № 2

 


Основной целью психологической службы в школе-интернате № 2 является психологическое обеспечение естественного развития ребенка в условиях образовательного учреждения. А дети к нам приходят самые разные. В нашем интернате обучаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, т.е. это дети из многодетных семей, дети матерей-одиночек, дети, находящиеся под опекой, дети из неполных семей.

Вот некоторые задачи, которые стоят перед психологом:

1. Выявление уровня готовности и адаптации к школьному обучению, профилактика проблем обучения в начальной школе.

2. Комплексная диагностика познавательной и психо-эмоциональной сферы у детей, имеющих трудности в обучении и поведении.

3. Коррекция выявленных нарушений.

4. Комплексная диагностика межличностных отношений детей со сверстниками и родителями.

5. Профилактика и решение психолого-педагогических проблем, возникающих у педагогов и родителей.

Работа строится по 5 направлениям: диагностическая деятельность, коррекционно-развивающая работа, консультативная, просветительская, методическая деятельность.

В начале учебного года разрабатывается план работы на год, в соответствии с которым строится вся работа в учебном году. Диагностическая работа проводится в соответствии с планом, по запросу администрации, педагогов, родителей и городским мониторингам. Прежде всего, хотелось бы отметить, что проводится большая работа с детьми, которые поступили в первый класс. Если в общеобразовательной школе психолог имеет возможность познакомиться с ребенком еще на стадии подготовки к школе, то в нашем учреждении это знакомство происходит только с наступлением учебного года, т.к. многие дети к нам приезжают и из районов. В первом классе проводятся диагностики уровня готовности к школьному обучению, уровня мотивации учения, уровня адаптации (сравнительный анализ показателей за 3 года).

Проводится 2 среза. В начале учебного года и в конце. После проведения первого среза, если ребенок показывает неудовлетворительные результаты, с разрешения родителей начинаются занятия с ребенком. Первый срез показал, что у 13,2% – высокий уровень адаптации, у 26,4 % – хорошая адаптация к учебной деятельности, 47,2% – частичная адаптация, 6,6% – частичная неадаптация,6,6% – дезадаптация. Второй срез показал, что у 16,6% детей стала высокая адаптация, хорошая адаптация – у 41,7%, 33,4% – частичная адаптация, 8,3% – частичная неадаптация. Таким образом, на 3,4% повысилась высокая адаптация, хорошая адаптация увеличилась на 15,3%, частичная адаптация снизилась на 13, 8%, частичная неадаптация увеличилась на 1,7%, дезадаптация – 0%.

Также психологи и педагоги заняты выявлением уровня воспитанности учащихся школы-интерната. Его цель: выявить, на сколько детьми усвоены морально-нравственные правила поведения .

Принимают участие учащиеся всего интерната, т.е. учащиеся 1-4 классов. Данный вид диагностики проводится так же 2 раза. В начале учебного года было обследовано 72 ученика. Было выявлено, что у 68% – хороший уровень, у 27,8% средний уровень, у 4,2% – низкий уровень (3 человека). На конец учебного года было обследовано 69 учащихся. Второй срез показал хороший уровень у 75,3% детей, 21,8% – средний, 2,9% – низкий уровень (2 человека). Таким образом, мы видим, что хороший уровень повысился на 7,3%, средний снизился на 6%, а низкий – на 1,3%.

Цель выявления уровня про- и наркогенной зараженности: выявить склонности к наркогенной зараженности или предрасположенность к ней. В этом виде диагностики принимают участие ученики 3-4 классов. В первом срезе было обследованы 41 ученик. Низкий уровень зараженности у 70,7%,средний уровень зараженности у 29,3%, высокий – 0%. Во втором срезе было обследовано 39 учащихся. Низкий уровень зараженности у 72,5%, у 27,5% – средний уровень, высокий – 0%.

Таким образом, мы видим, что количество учащихся с низким уровнем зараженности увеличилось на 1,8%, а со средним уменьшилось 1,8%.

В нашей школе-интернате проводится работа с детьми, попавшими в «группу риска». В нее попадают дети, семьи которых находятся в социально-опасном положении. Эти дети стоят на внутришкольном учете. Цельпостановки на учет – отслеживание эмоционального состояния детей, попавших в данную категорию.

Чувство незащищенности – 7,6%, тревожность – 45,6%, недоверие к себе – 10%, чувство неполноценности – 0%, враждебность – 38%, конфликтность – 30,4%, трудности общения – 53,2%, депрессивность – 0%. С данными детьми проводится не только диагностическая работа, но и коррекционно-развивающая, консультативная работа как с детьми, так и с родителями., к которой подключены педагоги, завучи, социальный педагог, инспекторы ПДН. Совместно разрабатывается план работы с данными детьми.

Большой акцент делается на работу с нашими выпускниками, т.е. с учащимися 4 классов:

      выявляется уровень эмоциональной готовности учеников 4-х классов к переходу в среднее звено, исследование уровня самооценки. Выявление страхов или повышенной тревожности у детей, которые связаны с переходом в другую школу. Если таковые выявляются, то проводится индивидуальная работа по коррекции этих явлений.

      выявление уровня умственного развития учеников 4 классов.( общепринятая диагностика, которая проводится в любой школе).

Также проводится постоянная работа с детьми в классе компенсирующего обучения, с детьми поступившими учиться в середине учебного года, с целью обследования их индивидуальных особенностей. В каждом классе по запросу педагогов проводятся обследования межличностных отношений среди сверстников с целью выявления лидеров, а также проводится обследование межличностных отношений в семьях учащихся с целью выявления стиля общения в семье и индивидуальных особенностей детей.

Помимо диагностической работы особая роль отводится и коррекционно-развивающей деятельности. Она строится по 2 направлениям: коррекция и развитие познавательной сферы, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Работа проводится в подгруппах и индивидуально в течение года. Группы формируются из классов компенсирующего обучения, в которых занятия проводятся 2 раза в неделю, и «групп риска».

В школе-интернате проводятся консультации для детей, родителей и педагогов.

Большой проблемой остается привлечение родителей для совместной работы с детьми: не всегда родители проявляют интерес и желание помочь своему собственному ребенку. Над решением этой проблемы работает весь педагогической коллектив школы-интерната.


 

 

Обновление ресурсов в организации индивидуальной

профилактической работы с детьми, находящимися

в трудной жизненной ситуации

 

А. Ф. Макарова,

 социальный педагог МОУСОШ №19

.


Семья как основная ячейка общества всегда находится в центре внимания государства. От степени ее стабильности и защищенности, в конечном итоге, зависит благополучие и успешное развитие страны.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях, что и создает трудные жизненные ситуации для детей.

Среди причин, способствующих возникновению этой категории учащихся, можно отметить слудующие:

       отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

       незнание их интересов и потребностей;

       политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

       усиление влияния псевдокультуры;

       неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

       отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

       сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

       «эпидемия» разводов;

       потеря эмоциональных контактов с детьми.

К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

       дети, оставшиеся без попечения родителей,

       дети-инвалиды,

       дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

       дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

       дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

       дети-жертвы насилия,

       дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

       дети, проживающие в малоимущих семьях,

       дети с отклонениями в поведении,

       дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску.

Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социальной работы. Непосредственно можно выделить несколько направлений по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:

       аналитическое;

       информационно-профилактическое;

       психолого-педагогическое сопровождение;

       повышение квалификации педагогов;

       взаимодействие со специалистами.

Аналитическое направление включает исследование ситуации, анализ среды, причин. При этом, в первую очередь, необходимо обеспечить раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используя следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских рассказов, рисунков о семье.

Информационно-профилактическое направление предполагает информирование классным руководителем социального педагога, психолога, медицинского работника, учителей-предметников, администрации школы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Информационным источником должен стать социальный паспорт ребенка, который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.

Одной из форм работы с детьми этой категории является вовлечение их в различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций.

Психолого-педагогическое сопровождение заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом.

Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование, психокоррекционная работа.

Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 уровень – центр психолого-педагоги-ческого сопровождения (школьные педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники);

3 уровень – специалисты других организаций и служб города.

Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффективное взаимодействие специалистов учреждений и служб разных ведомств в интересах ребенка и его семьи. Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих шагов:

       проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;

       информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;

       обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;

       оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах плана действия.

Одной из форм психолого-педа-гогического сопровождения является специализированная групповая работа и проведение тренингов.

Организация временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется

       Центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей по адресу: ул. Седова, 31-г (тел.: 26-23-02),

       специализированными социально-реабилитационным центром №1 (ул. Р. Зорге, 36, тел.: 41-09-51, 41-09-50);

       специализированными социально-реабилитационным центром №2 (ул. Калинина, 20-3, тел.: 40-52-60);

       специализированными социально-реабилитационным центром №3 (ул. Демонстрации, 11, тел.: 30-97-78, 30-97-79).

Повышение квалификации специалистов осуществляется через информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков, проведение семинаров, тренингов по повышению психолого-педагогической грамотности специалистов.

Вопросами социальной поддержки и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимаются специальные организации: органы управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел, органы опеки и попечительства, КДН и другие.

Таким образом, организация индивидуальной профилактической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, требует обновления ресурсов и системного подхода в координации усилий всех заинтересованных структур.


 

 

 

Использование методического ресурса в работе педагога-психолога в решении проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства

 

В. В. Воронина,

педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Вита»

 


Проблема социального сиротства и семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности является одной из наиболее сложных и болезненных. На протяжении последних лет постоянно растут ее масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из благополучной жизни. Работа в данном направлении предполагает сегодня оптимизацию деятельности по профилактике социального сиротства административными структурами, социальными службами и образовательными учреждениями.

Неблагополучной является та семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Формы семейного неблагополучия:

1. Открытые формы неблагополучных семей:

       конфликтные семьи – такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, другие родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу. Деструктивный конфликт – хроническое состояние такой семьи.

Следует различать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это конфликтная семья, и не всегда свидетельствует о ее неустойчивости;

       асоциальные семьи;

       аморально-криминальные семьи;

       семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи) – семья разведенных родителей, осиротевшая семья, одинокая мать.

2. Скрытые формы неблагополучных семей.

Внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике детей, воспитывающихся в таких семьях. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия - это очень кропотливая и глубоко индивидуальная работа педагогического коллектива с каждой конкретной семьей. Главная роль в профилактической деятельности образовательного учреждения часто отводится классному руководителю, который с первых дней пребывания ребенка в классе знакомится с жизнью его в семье, определяя роль родителей ребенка в его содержании и воспитании.

В процессе осуществления профилактической работы, направленной на предупреждение социального сиротства, классный руководитель сотрудничает с различными специалистами общеобразовательного учреждения, а также специалистами различных служб и ведомств, заинтересованных в данном направлении деятельности.

В рамках образовательного учреждения для разрешения возникающих проблем классный руководитель может обратиться к педагогу-психологу.

Работа по сопровождению детей и подростков группы «социального риска» специалистами нашего Центра ведется по трем направлениям:

Проходит работа с детьми и подростками, которая включает в себя следующее: психологическое консультирование, развивающие и профилактические программа, тренинги, углубленная диагностика, анализ индивидуальных случаев.

Педагог-психолог помогает классному руководителю в

       изучении личности учащегося и коллектива класса;

       анализе адаптации ребенка в социальной среде;

       выявлении проблемных учащихся;

       изучении взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками;

       организации профилактической работы с детьми и подростками группы «социального риска»;

       выявлении и развитии интересов, склонностей и способностей школьников;

       осуществлении психологической поддержки детей и родителей, нуждающихся в ней.

Работа с подростками группы «социального риска» второй год успешно реализуется по программе «Остров Надежды». Целью данной программы является повышение социально-психологической адаптации подростков группы «социального риска».

В ходе тренинговых занятий создаются условия, способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков группы «социального риска». У учащихся формируются навыки конструктивной коммуникации и саморегуляции, происходит освоение конструктивных способов выхода из трудных, стрессовых ситуаций и развитие позитивного самоотношения. В предлагаемых играх и упражнениях отрабатываются конструктивные способы реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия, в том числе конфликтных, формируются навыки самоанализа и рефлексии.

Реализация программы «Остров Надежды» в 2009-2010 уч.г. осуществлялась в МОУСОШ № 7, 57, 62 с учащимися 7 – 11 классов (30 чел.). На конец учебного года уменьшилось количество подростков с преобладанием агрессивного типа реагирования на отрицательные высказывания (25%), что является показателем сформированности навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Значительная часть подростков (67%) показала достаточно высокий уровень коммуникативной компетентности в ситуациях беседы и обращения с просьбой. Отмечается положительная динамика в развитии эмпатических способностей у 20% подростков.

Снизились показатели реактивной (ситуативной) тревожности (31%), физической агрессии, что также свидетельствует о положительной динамике развития.

2 направление – работа с родителями. Обращает на себя внимание тот факт, что большинству родителей необходим поддержка, консультация, реальная помощь со стороны специалистов психологической службы, то есть неблагополучным семьям по многим причинам требуется грамотное сопровождение. Но самостоятельно родители не обращаются к специалистам по причине недостаточной психологической компетентности, т.е. мы можем говорить о низкой мотивации обращения к психологу.

По результатам работы за 2009 – 2010 учебного года было отмечено увеличение процента обращения родителей за психолого-педагогической консультацией:

2008-2009 учебный год – 419 консультаций,

2009-2010 учебный год – 806 консультаций;

2008-2009 учебный год – 703 консультаций,

2009-2010 учебный год – 1694 консультаций.

Постоянными формами работы специалистов нашего Центра являются родительские лектории, консультации и обучающие семинары, на которых раскрываются не только теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, но отрабатываются практические навыки.

3 направление – психологическое просвещение педагогов. Для повышения психологической компетентности педагогов в решении основных вопросов нами проводятся обучающие семинары, где педагоги получают не только теоретические знания, но и на практике отрабатывают навыки взаимодействия с учащимися и родителями.

К каждому семинару специалистами Центра разрабатываются методические вестники в помощь педагогам, классным руководителям, в которых содержится теоретический и практический материал, предназначенный для работы с учащимися и родителями.


 

 

 

Классный руководитель как координатор взаимодействия со всеми участниками воспитательного процесса.

 

Н. В. Фадеева,

классный руководитель МОУСОШ № 13

 


Два года я являлась классным руководителем в классе коррекционно-компенсирующего обучения, в котором обучались «трудные» дети.

Интуиция и дети подсказали мне попробовать игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. Через игру ребенок познает окружающий мир как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития.

Для получения значительного результата воспитания необходима продуманная и заранее спрогнозированная работа, в которой каждое действие планируется и анализируется, а алгоритм возможного результата делается разветвленным. Возможность именно такой работы дает воспитательная программа класса. Применяя ее, мы используем инновационный ресурс в воспитании. Программа – это содержание деятельности по достижению цели.

Каждая воспитательная программа создается с учетом индивидуальных особенностей детей, класса в целом.

Но главная ее ценность заключается в том, что она позволяет сделать главным средством «воспитания» – разумно организованное общество, содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Классный руководитель является координатором работы всех участников воспитательного процесса, слаженная работа которых дает положительную динамику в развитии подростков.

Педагог-психолог помогает мне корректировать не только поведение детей, но и взаимоотношения в их семьях. Медработник может не только вовремя обратить внимание на проблемы со здоровьем ребенка, но и помочь вскрыть проблемы детско-родительских отношений.

Большую помощь в работе с классом мне оказывала инспектор ПДН Клепикова Н.С., встречавшаяся с детьми практически каждые две недели. Часто осознание того, что информация идет от представителя правоохранительных органов, действует эффективнее любых слов.

Программа также позволяет систематизировать работу по достижению основных воспитательных целей, поставленных классным руководителем.

Как уже было сказано, основной упор в воспитательных мероприятиях делался на игровые технологии, которые смогли оживить даже самые серьезные темы.

Игра – это своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность.

Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения «дремлют»: воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в воспитании.

В программе делался акцент на развитие навыков практической деятельности, так как она в большей степени для моих детей способствовала созданию ситуации успеха.

Очень важно в работе классного руководителя подключать кадровые ресурсы школы. Большую помощь в моей работе оказывает социальный педагог Блинникова З.В. Совместно с ней мы проводим разнообразную работу с «трудными» детьми и их родителями. Также в нашей школе существует интересная, на мой взгляд, практика объединения нескольких классных руководителей при условии работы их в данных классах как учителей – предметников для совместных выходов в особо проблемные семьи.

Умелое взаимодействие классного руководителя с педагогами дополнительного образования - один из ключевых аспектов в воспитании. Все дети моего класса получают дополнительное образование как в школе, так и за ее пределами. Мальчики с удовольствием посещали занятия русской лаптой и футболом, проводимые педагогом нашей школы Л. Р. Тюриковой, которая занимается не только вопросами физического развития детей, но и воспитания в целом и оказывает содействие в решении вопросов занятости «трудных» подростков.

Не менее эффективно привлечение педагогов дополнительного образования. Девочки начали посещать спортивные секции вне школы. Перед ними открылись новые возможности и перспективы, а общение с новыми людьми способствовало развитию коммуникативных навыков.

Работа с родителями – еще одно направление, структурировать которое помогает воспитательная программа. Правильная организация работы с родителями – залог успеха работы классного руководителя. Каждый родитель должен осознать, что он главный воспитатель своего ребенка, соратник и помощник классного руководителя. Только четко видя задачи и позицию классного руководителя, родители вспомнят о своих детях и начнут оказывать реальную помощь.

Спланированные и продуманные совместные действия многих людей, направленные на воспитание класса, дали результаты. Дети начали участвовать в жизни школы.

Программа позволяет диагностировать и дает четкую оценку достижений воспитанников. По большинству показателей наблюдается рост, отдельные показатели воспитанности остаются на прежнем уровне.

Мониторинг уровня воспитанности показывает, что максимальный результат – средний уровень воспитанности. Это определяет дальнейшую перспективу работы с детьми. Самыми сложными вопросами остаются социальная активность, автономность, отношение к искусству и потребность в нем.

Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль важна. На мой взгляд, ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что став взрослыми и создав свои семьи, они смогут избежать ошибок родителей, а их дети уже не попадут в категорию «трудных». Это и будет лучшим показателем работы классного руководителя, сумевшего объединить вокруг себя единой воспитательной целью множество неравнодушных к детям людей.


Полезные ссылки
ЦПМСС "Преображение"Дистанционное дополнительное образованиеЭлектронная приемная управления образования администрации города ТулыКурсы в Туле
МКОУДОВ - информационно-аналитический центрМКОУ ДОВ "РМК Привокзального района"МКОУ ДОД "ДД(Ю)Т"Всероссийская олимпиада школьников
МКОУДОД ЦДОД "Турист"Тульский институт экономики и информатикиМКОУ ДОД "ЦДЮ "ПАТРИОТ"Всё о ЕГЭ
МКОУ ДОВ "РМК Пролетарского района"МКОУ ДОВ "РМК Зареченского района"МБОУ ЦПМСС "ВАЛЕОЦЕНТР"Газета "Первое сентября"
МКОУ ДОВ "РМК Советского района"МКОУ ДОВ "РМК Центрального района"Российское образованиеБлаготворительный фонд "Возрождение"
МКОУ ДОД "СЮТ"Дискуссионный клуб Минобрнауки РоссииМинистерство образования РФВиртуальный музей ИНФОРМАТИКИ
Управление образования ТулыМКУ "Медиацентр"Федеральный школьный порталЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
О проектеКонкурсы и соревнованияКонтактыСистема дистанционного обучения

© 2010 Управление образования администрации г. Тулы, Тульский институт экономики и информатики. Все права защищены.

При цитировании ссылка на ресурс обязательна.

Создание и поддержка проекта
компания WebGK